Протокол ведения первичной консультации
Важно!
Используйте 4 опорные точки для успешного взаимодействия
  • Внимание
    Пациент должен быть услышан
  • Забота
    Внимание к здоровью пациента
  • Комфорт
    Уютная спокойная обстановка
  • Доверие
    Эмпатия и дружелюбие
  • Особенности пациентов
    Не кладём горизонтально беременных, очень тучных, пожилых, если они чувствуют дискомфорт лёжа
  • Подголовник
    Настраиваем подголовник и своевременно поправляем при смене положения пациента. Если пациент ерзает, меняем положение подушки под шею, тк она может затекать.
  • Бальзам для губ
    Смазываем губы бальзамом до и после приема, при необходимости, во время приема. Не слишком обильно, акцент на уголки рта, не выходя за контур губ.
  • Анестезия
    Используем аппликационную анестезию, ждем чуть дольше у детей и тревожных пациентов
  • Постановка анестезии
    Анестезию ставим медленно (иногда в несколько этапов для особо чувствительных пациентов и детей), предупреждаем перед вколом (неприятно, потерпите)
  • Промываем полость рта
    Сразу промываем во рту, когда горько после постановки анестезии, либо, если кисло, когда на язык попала протравка, гемостатик, скалинг гель.
  • Слюна
    Своевременно просушиваем слюну каждую минуту при работе без коффердама. Не забываем сушить под коффердамом, если об этом сигнализирует пациент (пытается проглотить, но не получается).
  • Ретракторы
    Используем коффердам, оптрагейт
  • Продолжительность приема
    Не делаем процедуру больше 2 часов без крайней необходимости (если процедура длительная, то через 1-1,5 ч нужно уточнить у пациента, не нужен ли ему перерыв 5 минут, например, пройтись размяться или сходить в туалет) 
  • Лечим без боли
    Не лечим через боль, добавляем анестезию сразу при необходимости.
  • Вытираем салфеткой лицо
    Вытираем капельки воды с лица, слюну после снятия оптрагейта и коффердама. Если слюны очень много, можно попросить пациента, чтобы он сам вытер рот салфеткой 
  • Спросите в конце
    В конце приёма уточняем, всё ли было комфортно, терпимо
Пошаговые действия на приеме
  • 1
    Приходить до начала смены
    Врач приходит не позднее, чем за 15-20 минут до начала смены, чтобы спокойно переодеться, приготовиться к приёму: посмотреть карточку (просмотреть анкету здоровья), снимки, проверить наличие ручки. Врач не должен забегать запыхавшийся и, тем более, задерживать пациента (особенно первичного!) даже на 5 минут.
  • 2
    Приветствие с улыбкой
    Ассистент или врач с улыбкой приветствуют пациента (Добрый день, ИО) и приглашают в кабинет. Жестом ладонью вверх врач показывает, куда положить вещи и куда присесть пациенту. Сначала для беседы пациент садится на диван, а не сразу в кресло.
  • 3
    Уделите внимание пациенту
    Врач беседует с пациентом сидя на стуле, находясь на одном уровне с пациентом. Чем больше врач уделяет внимания пациенту, тем больше у пациента уровень доверия к врачу. Беседу нужно проводить без маски, чтобы пациент вас хорошо слышал.

  • 4
    Представьтесь пациенту
    Врач представляется: «Меня зовут ИО, я врач терапевт (ортопед)
  • 5
    Обращаемся к пациенту по имени отчеству
    Врач обращается к пациенту по ИО. По имени можно обращаться, если об этом просит сам пациент (означает высокий уровень доверия) и врачу это не доставляет дискомфорта. Если в карточке написано про место работы, например, пациент связан с медициной, или пациент узнал о нашей клинике от знакомых, то это отличный повод для небольшого small talk.
  • 6
    Переходим к вопросам после изучения анкеты
    Я внимательно изучил вашу анкету здоровья и хотел бы задать пару вопросов
  • 7
    Задаем открытые и уточняющие вопросы по здоровью
    «Что вас беспокоит?» Врач слушает очень внимательно, не перебивает, не торопит, можно задавать уточняющие вопросы. После того, как пациент закончит говорить, выжидаем паузу 2-3 сек, чтобы случайно не перебить пациента. Затем резюмируем всё, что сказал пациент. Я правильно понимаю, что вас беспокоит... Таким образом, вы показываете, что внимательно слушали и услышали 
  • 8
    Уточните, все ли беспокойства пациент описал
    Если пациент рассказал только о зубе, который беспокоит, уточнить:
    ИО! Что-то ещё вас беспокоит?
  • 9
    Кресло
    Врач приглашает пациента присесть в кресло 
  • 10
    Проговаривайте ваши будущие действия
    Врач проговаривает последовательность своих дальнейших действий: ИО, сейчас я проведу осмотр полости рта, потом посмотрим вместе снимок ваших зубов, я составлю план лечения и сориентирую вас по ценам. Если вас все устроит, то сможем приступить к лечению. Только после этого врач опускает спинку кресла.
  • 11
    Осмотр
    • Осмотр полости рта начинаем с локальной проблемы, которая беспокоит пациента, затем осматриваем остальные зубы. Называем диагнозы без эмоциональной окраски. Если при осмотре вы увидели качественную пломбу, протез, красивую форму, цвет зубов, обязательно это подмечаем. Фотографируем все проблемы во рту, о которых вы планируете рассказать пациенту (врач держит зеркало и дует воздухом, ассистент без перчаток фотографирует). Если нужно что-то показать пациенту в большое зеркало, поднимаем спинку кресла вертикально, даем пациенту в руку зеркало, забираем у него защитные очки и наглядно показываем во рту. После осмотра кратко резюмируем основные проблемы полости рта пациента.
  • 12
    Перемещение с кресла на диван
    Далее врач приглашает пациента присесть на диван для обсуждения плана лечения, если есть снимок, то - посмотреть снимок . Врач снимает маску для беседы.
  • 13
    Консультация врача
    Консультация проходит в формате диалога с пациентом, а не монолога всезнающего врача. Ассистент при общении врача с пациентом не комментирует, не мельтешит, не шуршит, не шумит, не бренчит, чтобы не отвлекать пациента от восприятия важной информации от доктора. 
  • 14
    Обсуждение снимка
    При обсуждении снимка говорим на языке пациента без сложной медицинской терминологии 
  • 15
    Варианты составления плана лечения
    1 - сразу при пациенте (если план небольшой, вам всё понятно, пациент не торопится);
    2 - попросить пациента подождать 10 минут в коридоре, за это время составит план лечения и распечатать в 2 экземплярах;
    3 - назначаем на повторную консультацию (сложный случай, план лечения очень большой и есть разные варианты, нужно время подумать, нужна консультация главврача, смежного врача и тд).
    При любом из вариантов пациент ставит роспись под планом в карточке и обязательно дублируем план лечения по ватсапу. План лечения должен включать санацию, протезирование, ортодонтическое лечение при необходимости (полная комплексная реабилитация)

    ВАЖНО! Если пациент пришел с острой болью, и время приема ограничено, то предлагаем пациенту перенести составление плана лечения на следующее посещение и планируем для этого время.
  • 16
    Спросите в конце
    В конце обсуждения плана уточнить, всё ли понятно я вам объяснил ( а НЕ вам всё понятно) 
  • 17
    Проводить к администратору
    Если пациент готов записаться, то уточнить удобную пациенту периодичность приёмов, проводить к администратору и передать информацию
  • 18
    Попрощайтесь с пациентом
    В завершении консультации можно сказать, что было приятно/была рада с вами познакомиться. Хорошего вечера/ Хороших выходных!

  • 19
    Small Talk
    Планируем заранее не менее 2 минут для Small talk, это позволит пациенту немного расслабиться до приема и уйти с хорошим настроением после приема, что значительно повысит уровень доверия пациента к вам и смотивирует его позвать всех своих родственников и друзей к вам на лечение.